Авторизация







Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Велосипед зимой

Велосипед зимой 09.04.2009 22:21 #6

Велосипед не является исключительно летним видом спорта/транспортом/забавой. Кататься на велосипеде можно достаточно комфортно и зимой (при температурах не ниже -15).

Зимнее катание на велосипеде совсем не похоже на обычные весенне-летние покатушки. Другая дорога, другая динамика движения, другая одежда... Специалистом в области зимнего байка выступает победитель Зимнего фестиваля экстремальных видов спорта — винничанин Сергей Капица.

Плюсов у зимнего катания много. Стекла, гвозди, колючки и консервные банки, спрятанные под снегом, не прокалывают колеса. Бревна из сложных препятствий превращаются в бугорки. К тому же, на мягком снегу резина изнашивается гораздо меньше, чем на жестком асфальте. А падать на снег гораздо приятнее, чем на твердую почву. Если падение всё-таки произошло, можно сразу облегчить страдания, приложив к больному месту холодный снежок или льдинку. Да и адреналина от езды по снегу выделяется куда больше, чем по летней грязи.
Есть и видимые недостатки: зимой долго кататься нельзя, хотя бы потому, что холодно, а соль, обильно покрывающая дороги, за считанные недели может уничтожить ваш байк, если вы не примете защитных или профилактических мер. Яростная война с сугробами, снег, летящий в лицо, балансировка на льду, хруст шипов, вгрызающихся в лед, добавляют адреналина в кровь не меньше, чем прыжки с трамплина. Поэтому зимний байк — редкое, но все же реальное и вполне допустимое явление в наших краях.

У разных людей разное отношение к гигиене. У разных байкеров — разные взгляды на то, как поступать с байком по возвращении. Одни просто ждут, чтобы снег оттаял сам, а потом вытирают тряпкой. Другие — ставят велосипед в ванную и моют под душем. На самом деле не стоит впадать в такие крайности, тем более что они одинаково вредны для вашего железного коня.
Когда снег тает сам, он уже в виде воды просачивается в разные труднодоступные места и тянет с собой грязь и соль, которые там и осядут. Если же мыть байк в ванной, вода попадет в подшипники, втулки, трещотку, что также ведет к преждевременной смерти этих узлов.

Сергей Капица советует поступать так:
— Никогда не стоит мыть велосипед перед катанием, т.к. задержавшаяся в "рубашках" и других узлах вода при низкой температуре замерзнет, нарушив работоспособность этих узлов.
— Перед тем, как занести байк в помещение, лучше оставить его на 10 минут в передней комнате и очистить с него снег и грязь веником.
— Если вы катались на велосипеде по лесу, и на нем нет солевой грязи, то достаточно протереть его досуха чистой тряпкой. Если соль есть — его лучше всего помыть с автошампунем.
— После мойки велосипеда, его обязательно нужно смазать, чтобы вытеснить оставшуюся в труднодоступных местах воду и предотвратить коррозию. Обычно смазывают: цепь, рубашки, пружины переключателей.
— Неплохо периодически снимать покрышки и камеры, проверяя состояние ободов изнутри. Это очень важно, так как там обычно накапливается соль и грязь.

Теперь, когда вы поняли, что кататься на байке зимой — МОЖНО! И даже НУЖНО. Необходимо и себя, и велосипед к этому подготовить.

Ходовая часть велосипеда в зимний период.

Зимой все узлы велосипеда изнашиваются значительно быстрее, чем летом. Поэтому обслуживанию надо уделять больше времени. Сильнее всего страдает цепь. Под воздействием смеси соли, песка, и прочей дряни, которыми поливают и посыпают улицы, она ржавеет и очень быстро. Чистая и смазанная цепь после катания по лесным дорогам через некоторое время также может покрываться ржавчиной. Это происходит потому, что зимой вода, попавшая внутрь цепи, замерзает и остается там надолго. (Летом вода имеет возможность испариться из цепи). Поэтому мыть и смазывать цепь надо почаще, хотя бы раз в 2-3 дня (или раз в 50-100 км).
Если велосипед хранится в неотапливаемом помещении, то масло перед смазкой следует подогреть градусов до 40.
Для каретки (особенно разборных), втулок колес, и рулевой колонки зима тоже ничего хорошего не приносит. Многие дорогие втулки горных групп имеют резиновые сальники, защищающие подшипники от попадания грязи, но на морозе резина теряет эластичность. В результате соль, песок и реагенты все-таки проникают в подшипники, что не увеличивает их срок службы. А вот выпустить влагу из втулки сальник не дает, что приводит к ускоренному разрушению подшипников.
Если зимой велосипед эксплуатируется интенсивно, то раза два за зиму следует разобрать втулки колес и каретку (если она разборная) для осмотра подшипников и при необходимости заменить смазку.
Ходовая часть велосипеда прослужит значительно дольше, если велосипед содержать в чистоте. Конечно, от катания по лесным дорожкам он не загрязнится, а вот после улицы с солью и песком мойка велосипеду не повредит. Хотя бы раз в несколько дней.

О переключателе передач.

Зимой переключатели часто перестают нормально работать, по причине попадания в их пружины снега и ледяной крошки. Обычно при этом цепь перестает переводиться с больших на меньшие звездочки, поскольку усилия возвратной пружины не хватает для перемещения рамки переключателя в нужное положение. Дешевые группы оборудования больше подвержены этой напасти в большей степени, чем дорогие. Часто в результате велосипед становится односкоростным, но к поломкам переключателей это приводить не должно.
Для решения этой проблемы достаточно после каждой поездки обработать все шарнирные соединения переключателей аэрозольной смазкой, которая вытеснит влагу из переключателей.
Другой распространеной причиной плохой работы переключателей - попадание влаги под рубашки тросов. На морозе вода замерзает, и трос перемещается с трудом. Чтобы этого не происходило, надо в начале зимы хорошо смазать тросы переключателей густой смазкой, а потом периодически обрабатывать аэрозольной смазкой места, где трос входит по рубашку. И, опять же, не забывайте содержать велосипед в чистоте.

Амортизационные вилки.

Зимой местность меняется до неузнаваемости. Лесная дорожка, по которой летом было сложно проехать из-за глубоких вязких луж с плавающими в них бревнами, зимой может превратиться в отличную тропу. А асфальтовая дорога, на которой летом не было ни одной колдобины, зимой может обзавестись глубокими ледяными колеями, и стать очень даже неровной.
Если на велосипеде стоит вилка с эластомерным амортизатором, то надо быть готовым к тому, что на морозе эластомер замерзнет и вилка превратится в жесткую. В общем, ничего страшного в этом нет - если вилка качественная, то от мороза она не должна ломаться. (А если некачественная, то ее надо просто заменить на нормальную).
Для зимнего катания лучше всего подходят вилки с пружинно-масляным или воздушно-масляным амортизатором. Перед началом зимнего сезона в них следует заменить масло более жидким.
Не забывайте периодически снимать резиновые гофры и удалять из-под них грязь, если она туда проникла.

Обязательно надо обратить внимание на тормоза.

Лучше всего оборудовать дисковыми гидравлическими тормозами оба колеса. Если такая роскошь является непозволительной, то можно обойтись механическими, или ограничиться только одним колесом (обычно дисковый тормоз ставят спереди). В крайнем случае, если установить качественные тормозные колодки, можно кататься и с V-BRAKE, но очень аккуратно и не спеша, ибо эффективность тормозов зимой сильно уменьшается. Это происходит потому, что зимой колодки и обод покрыты снегом, который при торможении начинает таять, и превращается в прекрасную смазку.
Кроме того, на обледеневшем ободе тормоза V-BRAKE начинают работать не сразу, а только после одного - двух оборотов колеса.
В любом случае зимой следует избегать резких торможений с блокировкой колеса, и крутых поворотов на большой скорости (если, конечно, вы не исполняете трюки на льду). Хотя падать на мягкий снег комфортнее, чем на жесткую землю.

Не забыть про покрышки.

Вообще это зависит от того, где вы собираетесь кататься. Лучший вариант (с точки зрения уверенности и безопасности) - покрышки с частыми металлическими шипами (т.н. четырехрядная покрышка). С ними комфортно чувствуешь себя даже на накатанном льду. У таких покрышек есть только один существенный недостаток - очень высокая цена.
Можно обойтись более дешевыми покрышками с редкими шипами (т.н. двухрядная покрышка) Если вы собираетесь кататься по утрамбованному снегу, где нет обледеневших участков, то можно обойтись и в меру злыми покрышками. Дешевые покрышки безымянных фирм использовать не рекомендуется - на морозе некачественная резина теряет эластичность и растрескивается, кроме того, часто на таких покрышках протектор забивается снегом и превращается в слик. Качественная покрышка должна иметь свойство самоочищения.
На полусликах и сликах велосипед зимой работает плохо. Их можно применять для исполнения трюков, но на проезжие части дорог выезжать на таких покрышках не стоит.
Зимой не следует накачивать шины до каменного состояния, потому что на рыхлом снегу много сил будет уходить на образование колеи. Лучше слегка уменьшить давление, и ход велосипеда станет заметно легче.

Зимой важно освещение.
Летом, когде темное время суток наступает ближе к полуночи, об этом можно особо не задумываться. А вот зимой темнеет очень рано, поэтому часто приходится кататься в сумерках и в темноте. Следовательно, фары и светоотражатели лишними не окажутся.
В соответствии с правилами дорожного движения, спереди и сзади должны быть установлены световозвращатели или лампы белого и красного цвета, а с боков - оранжевые световозвращатели. Если летом вполне можно ограничиться световозращателями спереди и сзади, то зимой, при езде в потемках, лучше заменить их на нормальные фонари.
Если вы катаетесь в основном по освещенным улицам, то достаточно приобрести светодиодную фару, работающую на пальчиковых батарейках. Света она дает не особо много (она реально освещает дорогу не более чем на 3-5 метров), но делает велосипед заметным в темноте, а батареек для нее хватает надолго. (Учтите, что на морозе любые батарейки и аккумуляторы теряют емкость, и разряжаются быстрее).
Фары с галогенными лампочками накаливания светят значительно ярче, (метров на 20-30 и больше), и применять их следует при катании по неосвещенной местности. Такие фары часто комплектуются аккумуляторами (свинцово-кислотными или Ni-MH, их хватает на несколько часов непрерывной работы), могут иметь режимы дальнего и ближнего света, и т.д. Недостатками таких фар являются большой вес (может достигать килограмма) и высокая цена. Кроме того, аккумуляторы тоже требуют к себе внимания.
Для катания по паркам и лесам передней фары, в общем, достаточно. Но если приходится выезжать на проезжие части дорог, то сзади стоит поставить светодиодный фонарь красного цвета, работающий на пальчиковых батарейках.
Боковые световозвращатели обычно монтируются на спицах колес. Летом от них больше вреда, чем пользы, а вот зимой их все-таки рекомендуется установить. С ними велосипед будет лучше заметен в темноте. Очень хорошо, если на спине и на рукавах куртки пришиты светоотражающие полосы.

Зимняя одежда и экипировка велосипедиста.
Вообще-то эта тема от веломеханики достаточно далека, но в нескольких словах коснемся и ее.
Конечно, ездить на велосипеде можно в любой одежде. Отсутствие специализированной - не повод отказыватьса от велопрогулки. Главное - одеться соответственно характеру катания. Но, если есть возможность испытать на себе современные технологии в области спортивного текстиля, то комфорт значительно!!! ощутим и неоценим.
Верхняя одежда должна быть достаточно свободной для того, чтобы надеть под неё защиту, не стесняя при этом движений. Верхняя одежда не должна "парусить", чтобы не попадать в цепь и узлы велосипеда. Также необходимо предусмотреть защиту от обморожения кожи лица, ушей, головы, не забывая об очках и шлеме.
Для зимних покатушек рекомендуется использовать специальные чехлы, прикрывающие рабочую поверхность ног — гофры.
Отдельная проблема — защита кистей рук и ступней. Перчатки должны не только защищать от холода, но и позволять легко управлять велосипедом.
Опытные байкеры одеваются "слоями". Так можно максимально точно регулировать температуру тела, снимая или надевая "слой". Если одеваться в три слоя, то первым будет нательное синтетическое бельё. Хлопковое бельё — хуже, так как хлопок впитывает и удерживает влагу, из-за чего человек быстро замерзает. Второй слой рассчитан именно на утепление — это свитер из ткани. Сверху, третьим слоем, наденьте непродуваемую и "дышащую" ветровку из Windstopper-а или любой другой защитной ткани.
Нужно выбрать удобную и теплую обувь с нескользкой подошвой, лучше всего рифленой. Есть специальные утеплители обуви — бахилы — чехлы из материала, держащего тепло.
Катание без шлема грозит ударом о ледяную поверхность. А чтобы не мерзло лицо, можно совместить подшлемник со специальной маской из теплой ткани — балаклавы.
В общем, зимой кататься на велосипеде можно… и неплохо.
Главное - боевой дух!
Вложения:

В ответ на: Велосипед зимой 05.01.2010 14:54 #1079

Я СОГЛАСЕН С ЭТОЙ СТАТЬЁЙ: Велосипед зимой ЭТО УДОБНО, ЭКСТРЕМАЛЬНО, А ДАЖЕ ИНОГДА ОПАСНО !!!!!

Re: Велосипед зимой 28.11.2014 19:53 #15747

такой вот вопрос возник у меня... ну с вилкой все понятно, заменить масло на более жидкое, а как себя ведет аморт при минусовой температуре ?? в частности фокс рп 23 флоат. и еще, если в вилку залил на зиму масло с меньшей вязкостью то на весну- лето нужно менять масло на более вязкое масло ? (вилка р.ш. рекон 351).
  • Страница:
  • 1
Модераторы: CycleWolf, vinalex