Авторизация







Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Закусывание цепи и борьба с ним

Закусывание цепи и борьба с ним 07.02.2010 21:46 #1143

ЗАКУСЫВАНИЕ ЦЕПИ

.... или рассказ о плохих зубьях от Джонатана Леви.

Вы действительно хотите пострадать от закусывания цепи?
Используйте НОВУЮ цепь с ИЗНОШЕННЫМИ звездами!!


КАК ЭТО?

Закусывание цепи, если оно встречается в пути, становится большой проблемой. Ваши педали жестко блокируются и, неожиданно остановившись, Вы падаете в грязь. Закусывание иногда трудно устранить во время поездки, а однажды случившись, оно обязательно повторится в самый неподходящий момент. Ваш поход или гонка неожиданно закончится, и Вы пойдете по холмам, толкая велосипед перед собой.
Также закусывание может привести к повреждению рама и узлов трансмиссии.

КОГДА ЭТО СЛУЧАЕТСЯ??

Существуют две ситуации, при которых обычно происходит закусывание:

♦ С попаданием грязи или песка с водой на цепь и зубья системы (простое вымывание цепи и зубьев далеко не всегда избавляет от закусывания);
♦ Во время переключения передач на передних звездах системы.

Чаще всего закусывание случается при вкручивании в горку и в других случаях силовой работы педалями.
И удивительно, что это может произойти даже с новым оборудованием и в сухих чистых условиях. Причины, почему это происходит, описаны ниже.

ЧТО ЭТО??

Цепь должна под своим весом освобождаться от зубьев в нижней точке звезды. Вместо этого зубья наматывают ее вверх на звезду и, в конце концов, заклинивают между звездой и пером (или между звездами).
Так как обычно это происходит неожиданно и во время активного педалирования, то нередко цепь оказывается настолько глубоко зажатой, что оказываются поврежденными зубья звезд и перья рамы.
Наиболее часто закусывание цепи происходит малыми звездами 3-звездных систем ГОРНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ, но также может происходить и с большими звездами на ДОРОЖНЫХ ВЕЛОСИПЕДАХ.

Есть две разновидности закусывания цепи:

Однозвездное закусывание: цепь захватывается зубьями одной звезды во время нормального педалирования.

Двухзвездное закусывание: цепь захватывается зубьями между двух звезд при переключении передачи (обычно со средней звезды на маленькую).

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ЭТО, И КАКОВА ЕГО ТЕХНИКА??

Цепь легко освобождается от звезд системы, если:

♦ Звенья и ролики цепи полностью освобождены от нагрузки при педалировании, что позволяет роликам цепи свободно «плавать» в зазорах между зубьями. Это желательная ситуация.
♦ Рабочие грани зубьев имеют правильную форму, позволяя роликам цепи самостоятельно освобождаться, даже если нагрузка от педалей остается. В этом случае связка цепь-звезда непрерывно передает усилие от педалей, но ролики цепи в нижней точке свободно разъединяются с зубьями.

Однако, если рабочие грани зубьев остаются под нагрузкой, и в то же самое время их поверхность выработана износом и подвергнута увеличенному трению из-за засорения песком или грязью, то разъединение может быть затруднено.
Малые звезды системы получают увеличенную нагрузку при педалировании из-за большого приложенного рычага силы и меньшего количества зубьев. Поэтому каждый зуб индивидуально несет повышенную нагрузку, а она приводит к более быстрому их износу. По этим причинам малые звезды более расположены к закусыванию цепи, чем большие.
Есть и другие очевидные проблемы, которые могут вызвать закусывание цепи, такие, как механическое повреждение звезд системы (зубьев) и заклинивания звеньев цепи, вызванные механическим повреждением или недостаточным смазыванием (засорением).
Но общая причина закусывания, описанная ниже, является самой распространенной, и может возникнуть на любом велосипеде.

Когда зубья звезды системы изношены, цепь новая (или незначительно растянута) и присутствует повышенное трение (от повреждений, грязи или коррозии), то в комбинации эти факторы мешают разъединению цепи и зубьев. В этих обстоятельствах веса цепи становится недостаточно для освобождения в нижней точке звезды, при этом пружина заднего дерайлера не может обеспечить достаточное натяжение для ее высвобождения. Звенья продолжают перемещаться вверх по окружности звезды под продолжающейся нагрузкой и заклиниваются!!
Даже с неизношенными зубьями возможно закусывание цепи. У цепи постоянный шаг, но у зубьев он может изменяться в зависимости от положения точек контакта с роликами цепи на рабочих гранях зубьев. Положение этих точек может значительно смещаться, если шаг цепи значительно отличается от шага зубьев. В этом случае цепь (новая или растянутая) под более высокими нагрузками будет контактировать с зубьями в точках, находящихся ближе к их вершинам.


Новые (или неизношенные) зубья и новая (или неизношенная) цепь: когда и цепь, и зубья новые (или имеют незначительный износ), шаги цепи и зубьев практически не отличаются. Вследствие этого контакт происходит в нижней и средней зоне граней зубьев и ролики свободно «плавают» в зазорах между зубьями.

Новые зубья и изношенная цепь: это маловероятная комбинация, потому что цепь обычно заменяется при установке новых звезд, чтобы предотвратить их ускоренный износ. Если износ цепи является слишком большим, при большой нагрузке цепь может проскакивать через зубья.


Изношенные зубья и изношенная цепь: износ цепи делает ее шаг больше шага зубьев, совпадая с ним только на одном, максимум – двух зубьях (увеличивая износ остальных зубьев). Напряжения в звеньях цепи накапливается по всей длине, растягивая ее и стремясь дать роликам возможность свободно «плавать» в зазорах между зубьями.


Изношенные зубья и новая (или слабо изношенная) цепь: когда износ зубьев делает их шаг больше шага цепи, место контакта смещается к вершине зубьев. Ролики цепи будут иметь тенденцию зацепляться за углубления в изношенных зубьях и цепь будет иметь тенденцию к закусыванию.
Износ зубьев приводит к появлению выработки («карманов») на рабочих гранях зубьев. Это - ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ЗАКУСЫВАНИЯ ЦЕПИ.

Постоянное сильное педалирование в крутые подъемы, в конце концов, приведет к закусыванию цепи. Это можно назвать ЗАКУСЫВАНИЕМ ЦЕПИ ПИРАМИДОЙ силовым педалированием, в отличие от основного типа ЗАКУСЫВАНИЯ ЦЕПИ ТРЕУГОЛЬНИКОМ – из-за износа зубьев при нерастянутой цепи при высоком трении. Вывод из этого прост: всегда желательно уменьшать давление на педали во время переключения скоростей.

Материалы, часто используемые для изготовления малых звезд, не прочны или недостаточно прочны. Даже специальные, термически обработанные сплавы алюминия, порошковые сплавы и много сталей, используемых для звезд, недостаточно устойчивы к повышенному износу зубьев малых звезд. Только специальные марки стали, как нержавеющая сталь, и титан действительно отвечают этим требованиям.
Изготовление звезд доступными методами штамповки не гарантирует достаточной точности. Это приводит к увеличению концентрации напряжений в местах, где ролики цепи контактируют с зубьями звезды, увеличивая вероятность локального износа металла на рабочих поверхностях.
Однозвездное закусывание обычно происходит вследствие использования мягких материалов для изготовления звезд (а иногда и погрешностями при их изготовлении).
Двухзвездное закусывание может произойти из-за несоответствия шагов зубьев смежных звезд (более часто встречается на новых, чем изношенных звездах).
Любая из вышеупомянутых причин должна стать причиной отказа от использования дефектных или не соответствующих требованиям узлов.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАКУСЫВАНИЯ ЦЕПИ??

Для исключения однозвездного закусывания используйте звезды (обычно малые, но иногда и средние) из прочного и жесткого материала, лучше фрезерованные, а не штампованные. Это - фундаментальное решение, которое избавит Вас от проблемы в ее корне. Избегайте алюминиевых малых звезд, даже из специальных сплавов. Также нежелательными будут штампованные звезды из порошковых сплавов. Используйте звезды из жесткой прочной стали (нержавеющей стали) или из титана. Только в сравнительно больших звездах (30 или более зубьев) лучшие алюминиевые сплавы могут обеспечить приемлемый срок службы.
Исключение двухзвездного закусывания: следуйте таким же процедурам и критериям, как при однозвездном закусывании, чтобы достигнуть той же самой цели - разгрузки зубьев звезд, но в этот раз двух (малой и средней) вместо единственной в предыдущем случае.
Механически поврежденные узлы (зубья, звезды, цепь) также могут вызвать закусывание цепи. Очевидно, что они должны осматриваться в первую очередь. И само закусывание цепи может вызвать такие повреждения.
Многие производители в широком разнообразии коммерческих и кустарных производств утверждают, что решили проблему закусывания цепи. Специальные диски, штанги могут быть эффективными, но часто они вызывают еще больше повреждений перьев рамы, чем если бы они отсутствовали. Дополнительные натяжные устройства для заднего дерайлера помогают в проблеме, но за счет ухудшения качества переключения скоростей. Для предотвращения закусывания повышенное натяжение цепи обосновано, но не желательно из-за высокой чувствительности заднего дерайлера.
Профилактика: очищайте и смазывайте Вашу цепь регулярно. Это не исключит закусывание прямо (см. ниже), но предотвратит преждевременный абразивный износ зубьев и цепи, что косвенно отдалит проблему закусывания. Заменяйте цепь своевременно, не допуская сильного растягивания. Это предотвратит чрезмерный износ звезд системы (источник закусывания), и звезд кассеты.

МИФЫ И ФАКТЫ О СМАЗКЕ

Когда ЗАКУСЫВАНИЕ ЦЕПИ ТРЕУГОЛЬНИКОМ настигнет Ваш велосипед во время поездки в грязных или влажных/песчанистых условий, даже сильное смазывание не сможет помочь, потому что быстро будет быстро стерта грязью и мокрым песком.
Изготовители распространяют ненадежные сведения о способности их смазочных материалов противостоять грязи. Фактически хороший способ полностью очистить цепь состоит в том, чтобы проехать грязную «покатушку» по голову в грязи. После этого используйте моющее средство и шланг, и цепь будет чиста, совершенно свободна от смазочного материала и даже старое затвердевшее масло исчезнет бесследно.
Даже без грязи, смазка не всегда предотвратит закусывание цепи. Это зависит от того, насколько изношены зубья и будут ли они сопротивляться разъединению при работе с новой нерастянутой цепью. А очистка и смазка неизменно требуется лишь для того, чтобы снизить износ цепи и зубьев.<br /><br />Содержимое поста отредактировано: vinalex, в: 07.02.2010 18:52

В ответ на: Закусывание цепи и борьба с ним 08.02.2010 18:18 #1145

  • filin
  • Вне сайта
Можу сказати з власного досвіду що багато залежить від системи. У мене стоково стояла система Сантур, цеп закушувався чи не на кожному виїзді навіть на новому байку. На байку дружини стояла така ж - закушування теж часто. Поміняв на своєму на Шимано, щось не пригадую щоб після заміни були закушування. Другий байк замінений повністю, система теж Сантур, але не такий як в першому випадку, поки що мало їздив, так що сказати важко чи закушує.

В ответ на: Закусывание цепи и борьба с ним 08.02.2010 21:59 #1147

Проблема в том, что некоторые производители изготавливают звезды из недостаточно прочных сплавов методом штамповки (без качественной обработки граней зубьев). И новая цепь сразу же начинает &quot;закусываться&quot; новыми (но некачественными) звездами.
  • Страница:
  • 1
Модераторы: CycleWolf, vinalex